Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 12:00 — 20:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Чаще всего внимание зрителей привлекают большие полотна, с подробно разработанным сюжетом, выразительными характерами персонажей, а небольшие по размеру картины нередко остаются без внимания. Однако они не менее интересны. К числу таких произведений относятся работы Ивана Похитонова.
 
Его называли «чародеем», «французским художником». Действительно, большая часть жизни и творчества этого мастера связаны с Францией и Бельгией, где он долгое время жил, периодически совершая путешествия в соседние страны, иногда приезжая в Россию.
 
В 1892 году Похитонов отправляется в Италию, некоторое время живет в городке Торре-дель-Греко недалеко Неаполя, где создает ряд произведений. В собрании НГХМ хранится работа, которая так и называется - «В окрестностях Неаполя».
 
Иван Похитонов. В окрестностях Неаполя. Дерево, масло. 16×26. Собрание НГХМ
 
На протяжении почти двух столетий Италия манила русских художников, ими были созданы тысячи произведений, воспевающих природу, людей и культуру этой страны. Но работа Ивана Похитонова стоит особняком среди них.
 
Творческому методу художника присущи несколько черт, делающих его работы необычными. Большая часть картин художника написана масляными красками на деревянных дощечках («панелях») красного или лимонного дерева, в то время как большинство художников предпочитает технику холст/масло. Как правило, его картины небольшого размера. Представленная работа имеет размеры всего 16×26 см. Такие миниатюрные картины были чрезвычайно популярны в Европе. Их называли «миньонами». В этом направлении активно работал, например, Жан-Луи-Эрнест Мейссонье. Ограничивая себя размером картины, художник, тем самым, расширял возможности для демонстрации своего мастерства. Ведь передать суть сюжета, раскрыть характер персонажей в небольшой картине гораздо труднее, чем в крупномасштабных полотнах. Для проработки мелких деталей в своих картинах Похитонов использовал не только тонкие кисти, но и рыбьи кости, иглы, скальпели, а при работе пользовался лупой и особыми очками.
 
В 1890-х годах в живописи художника все чаще появляются жанровые сцены, в которых Похитонов представляет будничную жизнь и повседневные занятия людей. К подобному роду работ относится и эта картина.
 
Небольшой размер не позволяет художнику тонко проработать черты и выражения лиц участников этой сценки. Поэтому раскрыть характеристики героев художнику помогает язык поз и жестов. Фигуры матери и ребенка статичны в своей безмятежности и спокойствии. Поза мальчика перед ними выдает скуку. Заинтересованность девочки справа художник передает поворотом головы и выпрямленной спиной: она отвлеклась от своих занятий и смотрит на группу мальчишек. Все трое сутуловаты, со слегка опушенными головами и что-то держат в руках. Именно они являются жанровым центром картины. Дело в том, что эта работа также известна под названием «Игра детей в камешки». Игра заключается в том, чтобы подбрасывать их вверх и ловко ловить, постепенно доводя их количество до 5 или 6 штук. За этой игрой художник и «застает» мальчиков.
 
Иван Похитонов. В окрестностях Неаполя. Фрагмент
 
Автор разделяет персонажей на группы, располагает их на удалении друг от друга, что помогает ему подчеркнуть глубину пространства. Перемещаясь от одной группы к другой, взгляд зрителя «выходит» в ворота и движется далее к линии горизонта, к белоснежным вершинам гор.
 
Окружающий пейзаж внимательно и тонко проработан художником. Возможно, в этом интересе к природе сказывается учеба Похитонова в Петровской земледельческой академии в Москве и на естественном отделении Новороссийского университета в Одессе. При этом, он не просто документально фиксирует этот вид, но использует достижения отечественной школы живописи и зарубежных мастеров, синтезируя их. Эта картина «воздушна», пронизана светом солнца, оживлена игрой рефлексов.
 
Произведение из собрания НГХМ — не единственный пример обращения художника к этому мотиву. Известна работа с похожим мотивом, хранящаяся в частной коллекции в Москве.
 
Иван Похитонов. Окрестности Неаполя. 1892. Дерево, масло. Частное собрание, Москва. Фото с сайта: https://www.tg-m.ru
 
Картины Ивана Похитонова были популярны среди коллекционеров и при жизни художника. 23 работы приобрел для своей коллекции Павел Третьяков, сейчас они хранятся в коллекции Третьяковской галереи.
 
В НГХМ картина «В окрестностях Неаполя» поступила из собрания Варвары Михайловны Бурмистровой, дочери Рукавишникова, в 1924 году. Современники оценили собрание Бурмистровой «как замечательно цельное для нижегородского купеческого вкуса». Бурмистрова отдавала предпочтение современным художникам-передвижникам и академистам. Кроме работ Ивана Похитонова из ее коллекции в музей поступили картины Федора Васильева, Ивана Шишкина, Руфима Судковского, Ефима Волкова, Ивана Ендогурова, Александра Риццони, Генриха Семирадского, Константина Маковского, коллекции бронзы, фарфора и скульптуры. Многие из них представлены в постоянной экспозиции музея.
 
 
Ольга Чижус

история музея