Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 11:00 — 19:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
В коллекции НГХМ есть несколько работ Василия Тропинина. Среди них – «Портрет Н.В. Арсеньева», написанный в 1839 году.
Николай Васильевич Арсеньев (1789-1847) – участник Отечественной войны 1812 года, в том числе Бородинского сражения и взятия Парижа. На момент написания портрета – действительный статский советник, впоследствии получил чин тайного советника.
 
 
В.А. Тропинин. Портрет Н.В. Арсеньева. 1839. Собрание НГХМ

К этому же роду Арсеньевых принадлежала мать М.Ю. Лермонтова, так что Николай Васильевич является родственником – троюродным дядей – великого поэта.

Арсеньев изображен в мундире, с многочисленными орденами и медалями, в числе которых орден Св. Владимира, орден Св. Станислава, прусский орден «Pour le Mérite», медаль в память войны 1812 года.
Такое внимание к деталям, указывающим на статус героя, – особенность парадного портрета, жанра, который получил развитие еще в русской живописи XVIII века. Однако парадный портрет обычно пишется на большом холсте, и герой изображается в полный рост или по колено. А здесь перед нами поясное изображение небольшого (74х61 см) размера. И внимание автора сосредоточено в первую очередь не на статусе, а на личности героя.

В целом эту работу можно назвать характерным примером портретного творчества Тропинина. Часто цитируют высказывание художника: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни». То есть человека нужно изображать так, чтобы потомки запомнили его счастливым, довольным жизнью. Именно таким выглядит герой этого портрета: он спокоен, исполнен чувства собственного достоинства, приветливо и доброжелательно смотрит на зрителя.  

Арсеньев изображен на фоне пейзажа, хотя Тропинин чаще предпочитает для своих портретов нейтральный фон.
Пейзажный фон характерен для романтического портрета. Тропинина нельзя назвать последовательным романтиком, но романтизм был главным направлением в русской живописи 1 половины XIX века, и его влияние так или иначе затронуло очень многих русских художников. Романтики предпочитали необычные, исключительные состояния природы. Темное предгрозовое небо в портрете Арсеньева – характерный для романтизма мотив. Взлохмаченные ветром волосы героя – также примета облика многих романтических героев.
В «Портрете Арсеньева», как и в других романтических портретах, состояние природы соотносится с внутренним миром героя, передает динамику его душевной жизни. Образ лишается однозначности: за внешним спокойствием и благодушием раскрывается личность сложная, эмоциональная, с богатым жизненным опытом и глубоким внутренним миром.
 
Надежда Юрасова

история музея