Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: Выходной
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
 
Собрание НГХМ хранит множество работ, посвященных нашему городу, созданных в период от XIX века до современности. Особое место среди них занимают графические и живописные работы Константина Юона.
 
Константин Юон — мастер рубежа XIX-XX вв., входивший в состав объединения «Союз русских художников». Членов «Союза» объединяла любовь к родной природе, национальным традициям, древним русским городам и их неповторимой архитектуре.

В 1900-х годах художник совершает путешествие по провинции, посещает Кострому, Нижний Новгород, Углич, Ростов, Торжок.

Нижний Новгород произвел на Константина Юона сильное впечатление. Он называл Нижний Новгород «чудесным историческим городом» и приезжал сюда в разное время года, так как «исчерпать, даже в малой степени, его содержательную красоту было невозможно».

Среди эффектных видов волжских берегов, древней архитектуры особняком смотрится картина «Нижний Новгород зимой». Она привлекает своей неброской красотой и простотой выбранного художником мотива.
 
 
 
 
 
Константин Юон. Нижний Новгород зимой. 1908. Холст, масло. Собрание НГХМ

Константин Юон представляет зрителю вид на современную улицу Рождественскую. Художник выбирает высокую точку зрения, благодаря чему зритель принимает роль стороннего наблюдателя за жизнью города.

Художник срезает нижний край картины, создавая эффект «случайного кадра», что вносит динамику в композицию. Этому способствуют и разнонаправленные диагональные линии: одна образована тенью от дома, другая — улицей.
 
Художник не прибегает к детализации, все формы он выписывает обобщенно, сосредотачиваясь на передаче атмосферы морозного солнечного дня.

Большое внимание художник уделяет снегу, его цвету и фактуре. Присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что под тенью от столба снег голубовато-серый, под тенью от здания — серовато-коричневый, а на освещенной солнцем улице — с вкраплениями белого. Все это выписано фактурным мазком, что создает ощущение рыхлого снега и сугробов.

 
Церковь Николая Чудотворца на Торгу. 1863-1929
 
Картина обладает не только художественными достоинствами, но и ценна как исторический документ. На изображенном художником месте когда-то располагался торг, самый крупный в Нижнем Новгороде, и Гостиный двор, построенный в XVII веке. В правом верхнем углу картины возвышается церковь Николая Чудотворца на Торгу, выстроенная в 1863 году. До наших дней здание не сохранилось. В 1929 году эта церковь была разрушена, и составить представление о ней мы моем только по сохранившимся фотографиям и художественным произведениям.
 
Ольга Чижус 

история музея