Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 11:00 — 19:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Василий Перов – художник, стоящий у истоков русского живописного реализма.

Вторая половина XIX века стала временем слома всего векового уклада русской жизни. Отмена крепостного права, активизация революционно-демократического движения, реформа образования, женская эмансипация, – все это всколыхнуло русское общество, вызвало бурные дискуссии в прессе.
Конечно, эта эпоха требовала искусства актуального, отвечающего насущным потребностям современности. Таким искусством и становится критический реализм. В 1870 году русские художники-реалисты объединились в Товарищество передвижных художественных выставок, и Перов был одним из инициаторов его создания.

Картина «Странница в поле» написана в 1879 году.
 
 
В. Г. Перов. Странница в поле. 1879. Собрание НГХМ
 
Именно передвижники в полной мере открывают крестьянскую тему в русской живописи. Для русского искусства XVIII века крестьянин – редкий персонаж. В живописи первой половины XIX века интерес к крестьянскому миру связан с подъемом национального самосознания после победы над Наполеоном; для художников этой эпохи – Василия Тропинина, Алексея Венецианова - крестьянский мир светел и гармоничен, исполнен красоты и поэзии. Передвижники, наоборот, изображали нищету, беспросветность крестьянской жизни, тяжесть крестьянского труда. Бедная одежда, загрубевшие руки странницы – все это должно вызвать сочувствие, заставить зрителя задуматься о тяжелой народной доле.
 
Перов изобразил не спящую, а мертвую крестьянку. Передний план картины вместе с неподвижно распростертым телом погружен в тень, а дальний план, наоборот, наполнен солнечным светом. Так задается тема жизни и смерти, вечно возрождающейся природы и конечности человеческой жизни.

Второе название картины – «На пути к вечному блаженству». Передвижники часто давали своим картинам значимые, глубокие названия, чтобы яснее донести до зрителя смысл картины. Во многом это связано с влиянием литературы, которая становится в этот период главным видом искусства. И слово «путь» становится метафорой и жизни человека, и его духовного пути. А икона, образующая смысловой центр картины, дает надежду на «вечное блаженство» - но только после смерти.   
 
 Надежда Юрасова


история музея