Василий Перов – художник, стоящий у истоков русского живописного реализма.
Вторая половина XIX века стала временем слома всего векового уклада русской жизни. Отмена крепостного права, активизация революционно-демократического движения, реформа образования, женская эмансипация, – все это всколыхнуло русское общество, вызвало бурные дискуссии в прессе.
Конечно, эта эпоха требовала искусства актуального, отвечающего насущным потребностям современности. Таким искусством и становится критический реализм. В 1870 году русские художники-реалисты объединились в Товарищество передвижных художественных выставок, и Перов был одним из инициаторов его создания.
Картина «Странница в поле» написана в 1879 году.
В. Г. Перов. Странница в поле. 1879. Собрание НГХМ
Именно передвижники в полной мере открывают крестьянскую тему в русской живописи. Для русского искусства XVIII века крестьянин – редкий персонаж. В живописи первой половины XIX века интерес к крестьянскому миру связан с подъемом национального самосознания после победы над Наполеоном; для художников этой эпохи – Василия Тропинина, Алексея Венецианова - крестьянский мир светел и гармоничен, исполнен красоты и поэзии. Передвижники, наоборот, изображали нищету, беспросветность крестьянской жизни, тяжесть крестьянского труда. Бедная одежда, загрубевшие руки странницы – все это должно вызвать сочувствие, заставить зрителя задуматься о тяжелой народной доле.
Перов изобразил не спящую, а мертвую крестьянку. Передний план картины вместе с неподвижно распростертым телом погружен в тень, а дальний план, наоборот, наполнен солнечным светом. Так задается тема жизни и смерти, вечно возрождающейся природы и конечности человеческой жизни.
Второе название картины – «На пути к вечному блаженству». Передвижники часто давали своим картинам значимые, глубокие названия, чтобы яснее донести до зрителя смысл картины. Во многом это связано с влиянием литературы, которая становится в этот период главным видом искусства. И слово «путь» становится метафорой и жизни человека, и его духовного пути. А икона, образующая смысловой центр картины, дает надежду на «вечное блаженство» - но только после смерти.
Надежда Юрасова