27 марта — Всемирный день театра.
Современники называли этого артиста «Богом танца», «восьмым чудом света», «царем воздуха», «человеком-птицей», «человеком-бабочкой». Этот феномен — блестящий русский танцовщик, хореограф, новатор балета Вацлав Фомич Нижинский (1889—1950).
Ромола Нижинская в своих воспоминаниях описала зрительские впечатления от спектакля «Карнавал» и первой встречи с будущим мужем: «Вдруг на сцену вылетел стройный, гибкий, как кошка Арлекин. Хотя его лицо было скрыто раскрашенной маской, выразительность и красота тела заставляли осознавать, что перед вами — выдающийся танцовщик…Невесомость, непередаваемая отточенность движений, фантастический дар подниматься и застывать в воздухе, а потом опускаться вдвое медленнее вопреки всем законам притяжения сразу же позволили ему обрести магическую власть над публикой. Самые сложные пируэты и прыжки проделывались артистом с поразительной легкостью, без всяких видимых усилий. Забыв обо всем, зрители в едином порыве поднялись с мест; они кричали, рыдали, забрасывали сцену цветами, перчатками, веерами, программками, одержимые неописуемым восторгом». Танец Нижинского, как и его жизнь, был ярким, драматическим, мистическим.
Работы, художника Михаила Шемякина, посвященные образу знаменитого танцовщика, необычны. Однако появление этого образа в его творчестве вполне закономерно. Михаил Михайлович Шемякин (род. 1943) — российский и американский живописец, график, скульптор, представляющий неофициальную линию развития отечественного искусства последней трети XX века, тяготеет в своем творчестве к отображению ярких впечатлений и явлений мира литературы, музыки, театра.
В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится цветная литография Михаила Шемякина «Вацлав Нижинский», поступившая в музей в 1992 году (литография –техника печатной графики, подразумевающая получение оттиска с поверхности специального литографского камня).
Вацлав Нижинский. Бумага, цветная литография. 74,8х49,8
Работа отличается точным, изящным рисунком с иронично-причудливой и эффектно-карнавальной пластикой. Зрелищность карнавала передают декоративность, насыщенность и контрастность цветов. По эмоциональности колористическая гамма работы созвучна произведениям Пабло Пикассо, любимого художника Шемякина, в ней чувствуется напряжение.
Благодаря движению цветовых плоскостей зритель наблюдает бесконечную «трансформацию» героя – человека искусства, столкнувшегося с перипетиями судьбы, пребывающего в хитросплетениях жизни и творчества.
Как в композиционном решении работы, так и в ее интерпретации читается несколько уровней. С одной стороны – это произведение о театре, с другой – исследование о жизни, оно создает ретроспективу, и в то же время – актуально своей идеей мира-театра и направлено в будущее, и, наконец, оно одновременно обращается к иррациональному началу человека и его интеллекту.
Портрет Вацлава Нижинского можно воспринимать как автопортрет Михаила Шемякина, который отмечал, что: «Каждый наш поступок – есть мысленный или психологический танец".
Екатерина Клюева