Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: Выходной
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События

27 марта Всемирный день театра. 

Современники называли этого артиста «Богом танца», «восьмым чудом света», «царем воздуха», «человеком-птицей», «человеком-бабочкой». Этот феномен блестящий русский танцовщик, хореограф, новатор балета Вацлав Фомич Нижинский (1889—1950).

Ромола Нижинская в своих воспоминаниях описала зрительские впечатления от спектакля «Карнавал» и первой встречи с будущим мужем: «Вдруг на сцену вылетел строй­ный, гибкий, как кошка Арлекин. Хотя его лицо было скрыто раскрашенной маской, выразительность и кра­сота тела заставляли осознавать, что перед вами — выдающийся танцовщик…Невесомость, непередаваемая отточен­ность движений, фантастический дар подниматься и застывать в воздухе, а потом опускаться вдвое мед­леннее вопреки всем законам притяжения сразу же позволили ему обрести магическую власть над публи­кой. Самые сложные пируэты и прыжки проделыва­лись артистом с поразительной легкостью, без всяких видимых усилий. Забыв обо всем, зрители в едином порыве поднялись с мест; они кричали, рыдали, забра­сывали сцену цветами, перчатками, веерами, програм­мками, одержимые неописуемым восторгом». Танец Нижинского, как и его жизнь, был ярким, драматическим, мистическим.

Работы, художника Михаила Шемякина, посвященные образу знаменитого танцовщика, необычны. Однако появление этого образа в его творчестве вполне закономерно. Михаил Михайлович Шемякин (род. 1943) — российский и американский живописец, график, скульптор, представляющий неофициальную линию развития отечественного искусства последней трети XX века, тяготеет в своем творчестве к отображению ярких впечатлений и явлений мира литературы, музыки, театра.

В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится цветная литография Михаила Шемякина «Вацлав Нижинский», поступившая в музей в 1992 году (литография –техника печатной графики, подразумевающая получение оттиска с поверхности специального литографского камня).

Вацлав Нижинский. Бумага, цветная литография. 74,8х49,8

Работа отличается точным, изящным рисунком с иронично-причудливой и эффектно-карнавальной пластикой. Зрелищность карнавала передают декоративность, насыщенность и контрастность цветов. По эмоциональности колористическая гамма работы созвучна произведениям Пабло Пикассо, любимого художника Шемякина, в ней чувствуется напряжение. 

Благодаря движению цветовых плоскостей зритель наблюдает бесконечную «трансформацию» героя – человека искусства, столкнувшегося с перипетиями судьбы, пребывающего в хитросплетениях жизни и творчества.

Как в композиционном решении работы, так и в ее интерпретации читается несколько уровней.  С одной стороны – это произведение о театре, с другой – исследование о жизни, оно создает ретроспективу, и в то же время  –  актуально своей идеей мира-театра и направлено в будущее, и, наконец,  оно одновременно обращается к иррациональному началу человека и его интеллекту.

Портрет Вацлава Нижинского  можно воспринимать как автопортрет Михаила Шемякина, который отмечал, что: «Каждый наш поступок – есть мысленный или психологический танец".


Екатерина Клюева


история музея