В эту «Культурную среду» мы отправимся с вами в Манеж (Кремль, корпус 1А) на выставку «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» 0+. Рассмотрим внимательнее картину Константина Маковского «Боярышня у окна». Немного больше о ней нам рассказал научный сотрудник НГХМ Алексей Гурин.
В нашем музее представлено историко-бытовое полотно Константина Егоровича в разные времена именуемое по-разному: «За прялкой», «Боярышня», «Боярышня у окна» (1890-е). Эта картина неоднократно репродуцировалась еще при жизни художника и сегодня пользуется любовью посетителей Нижегородского художественного музея. Моделью для образа главной героини картины художнику послужила его третья жена Мария Алексеевна Матавтина. По-видимому, не обладавшая исключительной красотой, она, должно быть, покорила уже немолодого художника свежестью и хрупкой прелестью, так ценимыми им в женщинах. Большой поклонник женской красоты, Маковский всегда был склонен искать в образах своих боярышень игривой пикантности на манер чрезвычайно модного тогда неорококо. Однако в случае с нашей картиной чувственность образа носит все же более благородно-одухотворенный характер.
Вторая половина XIX века – время коллекционерского бума в России и повального увлечения нашей интеллигенции национальными традициями. Жадный до жизненных впечатлений и всякой новизны Константин Егорович и здесь оказался в числе первых, сумев собрать огромную коллекцию, в том числе и предметов русской старины. Многие вещи из собрания Маковского послужили ему наглядным материалом при воссоздании предметной исторической среды его картин. С большим тщанием и достоверностью (впрочем, иногда не исключающими неточностей), художник конструирует роскошный и сложный костюм своей героини, ее драгоценный убор. Доходящее до нелепости эклектическое разнообразие предметного антуража позволяет ему передать все богатство материальных фактур и тактильных ощущений, что сообщает произведению почти натюрмортное настроение. Колорит картины строится на широкой и сложно разработанной гамме золотистых оттенков, словно погружающих все изображение в «кисейную», мерцающую драгоценными искрами дымку. Пожалуй, именно эта фирменная поволока является одной из наиболее привлекательных визуальных особенностей «боярских» картин Маковского. Словно патина, она сообщает им тонкую интригу, волнующий флер мифологизированной старины.
График работы НГХМ|МАНЕЖ (Кремль, корпус 1а):
вторник - среда с 10.00 до 18.00,
четверг с 12.00 до 20.00,
пятница - воскресенье с 11.00 до 19.00.
понедельник - выходной день.
Стоимость билетов: 300 рублей. Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) – 150 рублей
КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН
Для обладателей ПУШКИНСКИХ КАРТ!
КУПИТЬ БИЛЕТ по Пушкинской карте