Наиболее полный и представительный раздел музейного собрания НГХМ – коллекция русского искусства – вот уже несколько десятилетий располагается в Доме губернатора в Нижегородском кремле.
Коллекция сформировалась в музее в основном в послереволюционные годы, когда в собрание были переданы произведения, находившиеся прежде во владении известных дворянских и купеческих семей: Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых, Рукавишниковых и др. В эту группу входят портреты кисти Федора Рокотова, «Гадающая Светлана» Карла Брюллова – единственное в наследии художника жанровое полотно, написанное на русскую национальную бытовую тему, «Берега Далмации» Ивана Айвазовского и многие другие.
Впервые в экспозиции показаны несколько марин Айвазовского, среди которых — «Буря на море» показана впервые после сложной и длительной реставрации. Расширен показ портретного творчества Сергея Зарянко, неизменно привлекающее внимание любителей живописи.
Особое место в собрании музея занимают произведения художников местной арзамасской школы – первой в России частной школы живописи и рисунка, открытой академиком Александром Ступиным в Арзамасе в 1802 году. Музей располагает работами многих ступинских учеников, ставших впоследствии известными живописцами – Николая Алексеева-Сыромянского, Ивана Горбунова, Василия Раева, Николая Рачкова.
В экспозицию включены многие произведения XIX века, ранее показывающиеся только в выставочных проектах музея.
Постоянная экспозиция древнерусского искусства НГХМ
Судьба иконописного наследия Нижнего Новгорода – одна из самых непростых в истории древнерусского искусства. В отличие от других художественных центров, где сохранились десятки и сотни памятников, позволяющих хотя бы отчасти понять и восстановить историю развития там живописи, нам почти ничего неизвестно, какой была средневековая нижегородская иконопись. Вплоть до XVII века в Нижегородской земле не было собственной епископской кафедры. Это практически исключало возможность появления в городе независимого художественного центра, поскольку иконописцы значительного уровня, традиционно определяющие эстетические ориентиры той или иной местности, обеспечивали потребности именно правящего архиерея.
Во второй половине XVI века Нижний Новгород превращается в один из наиболее крупных городов Русского государства. Нижегородцы - служилые люди и дворяне выступали заказчиками дорогих произведений. В это время началось активное каменное строительство церквей, постепенно сменяющих деревянные постройки. Постепенно искусство обретает черты и художественные приметы, позволяющие говорить о сложении здесь самостоятельного иконописного центра. С одной стороны, устойчивый традиционализм местной школы не был затронут столичными новациями, несмотря на присутствие в нижегородских монастырях и храмах специально написанных для них произведений царских мастеров. В отличие от своих поволжских соседей – костромичей и ярославцев – здесь игнорировали и западноевропейские источники, повсеместно входившие в иконографический и художественный арсенал конца XVII столетия. С другой стороны, именно в нижегородской иконописи сложилась и широко распространилась редкая техника письма лаками, выходящая за границы собственно темперной.
Устойчивое пристрастие к орнаментальности и узнаваемая, присущая лишь местной живописи колористическая гамма – сочетание охры, красного и зеленого, позволяют уверенно говорить об индивидуальном артистическом лице Нижнего Новгорода с этого времени.
В экспозиции НГХМ посетители сейчас могут увидеть 72 иконы. Среди них и «Похвала Богоматери», которая была написана в 1630-х – 1640-х годах и находилась в церкви Похвалы Богоматери в Нижнем Новгороде, являясь одним из ее главных храмовых образов. Прославилась она во время мора 1665 года, когда вместе с двумя другими богородичными иконами образ вынесли на крестный ход, организованный по видению местной жительницы Прасковьи Луковниковой, после чего эпидемия прекратилась, а образ стал почитаться, как чудотворный.
Кроме того, в экспозиции представлены предметы прикладной церковной утвари, вклады именитых нижегородцев в храмы и монастыри, уникальные плащаницы производства Строгановских мастерских, которые славились высоким уровнем исполнения.
Постоянная экспозиция русского искусства рубежа XIX – ХХ веков
Обновленная экспозиция, посвященная искусству одного из наиболее ярких периодов в истории русской культуры – эпохи конца XIX – начала ХХ века. Это время часто определяют не научными, а литературными терминами: «Серебряный век» или «русский культурный Ренессанс».
Уникальность экспозиции заключается в том, что она построена в новых экспозиционных пространствах, вновь открытых или реорганизованных после проведения капитального ремонта. Впервые в истории музея искусству Серебряного века отведено отдельное, самостоятельное пространство на третьем этаже кремлевского здания музея.
В новых помещениях появилась возможность несколько иного логического построения материала, более четкого тематического зонирования пространства, выделения стилистических или монографических блоков экспозиции (залы Левитана, Серова, художников объединения «Мир искусства», русского импрессионизма и др.). Так, переходя из зала в зал, от одного предмета к другому, зрители смогут почувствовать атмосферу Серебряного века как совершенно неповторимой и своеобразной эпохи, познакомиться с произведениями самых известных мастеров. Это целый ряд блистательный имен: И.И.Левитан, В.А.Серов, А.Н.Бенуа, В.Э.Борисов-Мусатов, К.А.Сомов, А.Я.Головин, И.Э.Грабарь, М.В.Нестеров, Е.А.Лансере, З.Е.Серебрякова, К.А.Коровин, С.А.Виноградов, С.Ю.Жуковский, С.А.Сорин, М.В.Якунчикова, Б.М.Кустодиев, А.Е.Архипов, Ф.А.Малявин, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, П.П.Трубецкой и многие другие. Некоторые произведения ранее демонстрировались только на выставках, либо находились в фондах музея. Всего в состав экспозиции вошло более 80 произведений, созданных художниками различных направлений, присущих искусству рубежа веков: от реализма и импрессионизма до модерна и символизма.
НГХМ | РУССКОЕ ИСКУССТВО (Кремль, корпус 3)
Вт.-Ср. с 10.00 до 18.00,
Чт. с 12.00 до 20.00,
Пт.,Сб.,Вс с 11.00 до 19.00.
Пн. - выходной день.
Вход на выставку по билету на посещение НГХМ | РУССКОЕ ИСКУССТВО: 300 рублей (полный билет),
150 рублей (льготный билет для школьников, студентов, пенсионеров).
КУПИТЬ БИЛЕТ по Банковской карте
Для обладателей ПУШКИНСКИХ КАРТ!
Вход на выставку по билету экспозиция "Русское искусство"
КУПИТЬ БИЛЕТ по Пушкинской карте
Экскурсионное обслуживание проводится для групп на основе предварительной заявки, фиксирующей контактные данные, количество посетителей, дату и время экскурсии. Записаться можно по телефонам 8 (910) 384-21-16, 8(950)351-38-32,8(987)548-75-02
Стоимость экскурсии:
- для группы от 1 до 10 человек 1500 руб., на группу
- для групп более 10 человек 150 руб. с человека.